Психология профессиональной активности. Системно-динамический подход
978-5-94777-284-5
р.
р.
Впервые в отечественной психологии и педагогике профессиональная активность изучается системно, что имеет огромное теоретическое и практическое значение. В свете теории В. С. Мерлина в качестве субъекта профессиональной активности рассматривается вся интегральная индивидуальность, а не отдельные ее уровни. Эмпирически раскрыта роль профессиональной активности в структуре интегральной индивидуальности в возрасте поздней юности и в ранней молодости как системообразующего звена, опосредующего разноуровневые взаимосвязи в структуре интегральной индивидуальности. Выявлены возрастные особенности проявления влияния профессиональной активности на структуру интегральной индивидуальности юношества и молодежи. Эмпирически выделяются гендерные особенности профессиональной активности — ее уровня, компонентов и ее роли в структуре интегральной индивидуальности. Выявляются различия профессиональной активности по полу в динамике развития профессиональной активности интегральной индивидуальности. Выделяются стили профессиональной активности в интегральном исследовании индивидуальности. Описывается оригинальная психолого-педагогическая программа по развитию профессиональной активности, повышению ее уровня, формированию ее эффективного стиля, а данные формирующего эксперимента подтверждают эффективность разработанной программы. Показано, что особенности проявления защитных механизмов и самоактуализации, тесно связаны с особенностями этапа личностного и профессионального развития, с уровнями профессиональной активности, особенностями структуры интегральной индивидуальности.